Обычно паломнические поездки планируются загодя, но как приблизится время отправляться в путь, так обязательно проявятся застарелые болезни, найдутся неотложные дела, что и помыслить о поездке не смеешь. Но знаю по собственному опыту и словам многих паломников – ехать надо, чтобы не случилось. И сколько бы ни было проблем, Господь все устроит, и перед самой поездкой болезнь отступит, на работе согласятся дать денек-другой, и соседка не откажется за кошечкой присмотреть.

            Так было и у большинства наших паломников перед поездкой в Нижегородскую область в Дивеевский женский монастырь, к батюшке Серафиму. Многие в составе нашей группы были пожилые люди, дети, но, невзирая на летнюю жару и долгий путь на автобусе, все вспоминают поездку в гости к батюшке и сестрам дивеевским с большой радостью.

            Немного хотелось бы рассказать о житии самого святого. Отрок Прохор Мошнин (так до монашеского пострига звали святого Серафима Саровского) родился в городе Курске в 1759 году и рос в атмосфере древнего уклада русской жизни, которая жила укладом Церкви. Не последнюю роль в воспитании будущего старца сыграла его семья. Отец - Исидор Мошнин, строил в Курске большой Сергиево-Казанский собор. К сожалению, он ушел из жизни в 43 года, и основное попечение о Прохоре легло на плечи матери – Агафии Мошниной. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни. Но Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, сбежавши вниз, нашла сына совершенно невредимым. Сам мальчик сказал, что его Ангелы на крылышках опустили.

            Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Как-то Прохор тяжело заболел, жизнь его была в опасности. Во сне мальчик увидел Божию Матерь, обещавшую посетить и исцелить его. Вскоре через двор усадьбы Мошниных прошел крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы; мать вынесла Прохора на руках, и он приложился к святой иконе, после чего стал быстро поправляться.

            Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила его на иноческий путь распятием, которое преподобный всю жизнь носил на груди. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь и спасаться там. Вернувшись ненадолго в родительский дом, Прохор навсегда простился с матерью и родными.

            20 ноября 1778 года он пришел в Саровскую обитель и долгое время находился в послушании. Испросив благословение, Прохор уходил в лес, где в полном одиночестве творил Иисусову молитву. Через два года послушник Прохор заболел тяжелой болезнью, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Наставник, отец Иосиф, и другие старцы, любившие Прохора, ухаживали за ним. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия, возложив на голову больного руку, Она даровала ему выздоровление, сказав сопровождавшим Ее святым апостолам Петру и Иоанну Богослову, указав рукой на больного: "Сей - от рода Нашего". Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.

            Пробыв восемь лет послушником в обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим (что означает пламенный), столь хорошо выражавшем его пламенную любовь ко Господу и стремление ревностно Ему служить. Много подвигов во имя Господне перенес преподобный Серафим, благодатным плодом его подвижнической жизни явилось стяжание «мира души», которое он считал драгоценным даром Божиим, самым важным в жизни христианина. «Радость моя, - наставлял старец, - молю тебя, стяжи дух мирен, и тысячи душ спасутся около тебя». Умер святой 2 января 1833 году в своей келье, стоя на коленях перед любимой иконой Божией Матери "Умиление".

            А что же на самом деле представляет Свято-Троицкий Дивеевский женский монастырь? Почему стремятся в Дивеево тысячи паломников не только из разных концов России – матушки, но и многих стран мира? Мне думается, что на этой благодатной земле души людей оттаивают, раскрываются на встречу благодати Божией. Многое о Дивеево нам рассказала наш прекрасный экскурсовод Татьяна, которой мы очень благодарны за интересный рассказ и заботу о нас.

            Во время дороги нам был показан фильм о сестрах дивеевских: схимонахине Александре – основательнице монастыря, схимонахине Марфе, монахине Елене. В нем рассказывалось об истории создания монастыря, о батюшке Серафиме, который приложил немало усилий для возведения этой святыни. Несмотря на преклонные годы, старец усердно трудился над сооружением первых монастырских построек. Он и составил устав обители, воспитывавший сестер в духе любви, послушания и непрестанного подвига. В фильме показаны были материалы, свидетельствующие о былой славе и красоте обители, но как же было печально видеть страницы истории монастыря советского времени.

            Особенно ярко рассказал об этом тяжелом периоде обители протоиерей Никон, настоятель одного из Московских приходов, к которому я обратилась за благословением на соборной площади и задала несколько волнующих меня вопросов, так и завязался разговор. «Меня родители привозили в Дивеево еще мальчиком, - рассказывал отец Никон, - и я видел полуразрушенный Троицкий собор, в храме Вознесения Господня хранилась сельскохозяйственная техника, могилка основательницы обители - матушки Александры - была залита асфальтом. На источник вообще не пускали, даже милицейские посты ставили и всех паломников заворачивали, да и из самого Дивеево старались нас власти выгнать побыстрее. Потом побывал я здесь уже в 2003 году. Приехал за неделю до торжеств, посвященных 100-летию со дня обретения мощей преподобного Серафима. И не узнал Дивеевскую обитель, неужели за такой короткий срок возрождения монастыря можно было столько сделать? Однако кое-что и печалило. Например, через несколько дней должно быть празднество, а Троицкий собор стоит в лесах, храм Вознесения не побелен. Вдруг вижу, по милости Божией, к вечеру быстро убрали все леса от собора, а на следующее утро к храму Вознесения поставили и побелили его буквально за сутки! Считаю, что как бы сегодня ни были усовершенствованы строительные технологии, но без явной помощи преподобного Серафима здесь не обошлось. Слишком организованно и быстро все сумели сделать, и ни один человек при этом не пострадал, если учесть сложность работы и высоту храма».

            А какова сегодня красота и благодать на территории обители: везде аккуратно пострижены газоны, разбиты разноцветные клумбы, цветы посажены монахинями даже посреди образцово устроенного огорода! Каково благоухание их в тихий августовский вечер, когда шествует крестный ход по святой канавке. Люди идут, тихо читая про себя «Богородица Дево, радуйся…», многие даже снимают обувь, чувствуя святость этого места.

            Особым испытанием и большой радостью (многие ради этого и совершают такое нелегкое путешествие) стало для нас посещение четырех источников, что расположены недалеко от обители. В первый же день мы поехали на дальний источник преподобного Серафима. «Ох, и тяжело же было трижды в него окунуться, - говорит совсем старенькая бабушка. – Это же настоящий родник! Но после купания такая благодать, будто бы заново родилась». Ключи эти чудотворны, многие исцеляются после купания в них. Например, в источнике посвященном иконе Казанской Божией Матери, не так давно произошло чудо, быстро облетевшее весь православный мир. Одной женщине из далекого северного городка было видение, что ее сын (у которого после перенесенного гриппа, началось воспаление кожи, полностью обезобразившее лицо) обретет здоровье после купания в дивеевском источнике. Они обошли все чудотворные ключи, но исцеление не приходило. И лишь когда мальчик третий раз окунулся в источник иконы Казанской Божией Матери, все увидели (а паломников там всегда очень много) явное чудо - лицо мальчика было совершенно чистое и светлое.

            В источнике матушки Александры – первой настоятельницы монастыря, приезжают искупаться женщины со всей России, мечтающие о зачатии ребеночка или страдающие женскими болезнями. Но Господь так милостив, что и нам грешным дал видеть чудесное исцеление, пусть и не такое большое. После дороги моя знакомая страдала головной болью и боялась окунуться, считая, что сосуды от холодной воды еще больше сожмутся и давление повысится. Однако мы ее уговорили, и после купания в источнике головная боль прошла. На следующий день к обеду вновь подобная ситуация, но народа у источника было слишком много, а на жаре ей становилось все хуже. Мы ушли отдохнуть, и она решили принять холодный душ, но это, к сожалению, не помогло. К вечеру поспешили на источник, целебная вода которого вновь принесла облегчение. Наша страждущая, помню, тогда сказала: «Чудеса вокруг нас, только стоит поверить. Все нам дается по вере!»

            Дивеевская обитель хранит многие описания чудес и пророчеств в том числе и о судьбах обители. Многие сбылись, другим еще суждено сбыться. Преподобный Серафим Саровский говорил, например, о святой канавке, которую обязательно велел вырыть: «Эта канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Госпожа Пречистая Богородица! … И как антихрист придет, везде пройдет, а канавки этой не проскочит!» Многие воцерковленные люди приезжают в Дивеево на постоянное место жительства ради особой благодати Божией здесь и будущих пророчеств. Быть может, поэтому, когда мы однажды после крестного хода затемно пришли в свою комнату (которую снимали в многоквартирном доме), то увидели странную картину - входные двери большинства квартир были открыты. На наш удивленный вопрос хозяйка спокойно ответила: «Душно ночью, делаем это для проветривания, а о воровстве у нас давно и не слышно».

            Обратный путь нам показался намного короче, должно быть потому, что в душе каждого еще благоухали духовные цветы Дивеевской обители, а с уст и старого, и малого со вздохом срывалась одна и та же фраза «как мало мы здесь побыли».

О. Медведева